- ДОЛГ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
- (англ. national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц. В зависимости от рынка размещения и валюты займа Д.г. подразделяется на внешний и внутренний. В зависимости от срока погашения государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). В РФ состав, принципы управления, контроль за состоянием и порядок обслуживания Д.г. определяются Бюджетным кодексом РФ и др. правовыми актами (см. Бюджетное законодательство). В состав Д.г. РФ включаются (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ): кредитные соглашения и договоры, заключ. от имени РФ с кредитными орг-циями, иностр. госвами и междунар. финанс. орг-циями в пользу перечисленных кредиторов; государственные ценные бумаги, выпуск. от имени РФ; договоры о предоставлении гос. гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг РФ на основе принятых федер. законов; соглашения и договоры (в т.ч. междунар.), заключ. от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. В ситуации несбалансированности гос. бюджета увеличение Д.г. является одним из методов покрытия дефицита бюджета. Наиболее интенсивно Д.г. возрастает в период подготовки и ведения войн и конфликтов. В 40 гос-вах за годы 1-й мировой войны (1914–18) он увеличился с 32,2 млрд до 127,8 млрд долл. США (в т.ч. в Великобритании – в 9,4 раза, США – в 21,3, Германии – в 30, Франции – в 4,6 раза); за годы 2-й мировой войны (1939–45) – со 150,6 млрд до 489,4 млрд долл. (в т.ч. в США – в 4,5 раза, Великобритании – в 2,8, Германии – почти в 10 раз). В СССР на ликвидацию разрухи как последствия 2-й мировой войны было привлечено по внутренним займам на восстановление народного хоз-ва более 25,8 млрд р. С нач. 90-х гг. в РФ наблюдалась тенденция стремит. роста Д.г., что связано с кризисом в экономич. и финанс. сферах. Для предотвращения неоправданного разбухания Д.г. в российском законодательстве 90-х гг. было введено лимитирование Д.г. определенными пределами. Так, верхний предел внутреннего Д.г. России в федер. бюджете на 1993 был установлен на уровне 10 трлн р., в бюджете 1998 – 785,9 млрд р. (деноминированных), а на 1 янв. 2001 – 623,2 млрд р.; верхний предел внешнего Д.г. законом о федеральном бюджете на 1998 был ограничен 140,8 млрд долл. Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем гос. внешних заимствований не может превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению гос. внешнего долга РФ. Д.г. погашается за счет доходов гос. бюджета, что приводит к необходимости повышения ставок налоговых сборов. В России в составе Д.г. наряду с федер. долгом выделяют долг субъектов РФ, представл. совокупностью их долговых обязательств. Последние существуют в форме: кредитных соглашений и договоров, заключ. от имени субъекта РФ с физич. и юридич. лицами, кредитными орг-циями, иностр. гос-вами, междунар. финанс. орг-циями, в пользу указанных кредиторов; гос. займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров о предоставлении гос. гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформления долговых обязательств третьих лиц в гос. долг субъекта РФ на основе принятых им законов; соглашений и договоров (в т.ч. междунар.), заключ. от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет. Сроки погашения долговых обязательств субъектами РФ в соответствии с условиями субфедеральных заимствований не могут превышать 30 лет. Погашение гос. долга субъектами РФ полностью и без всяких условий обеспечивается всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим казну субъекта РФ (см. Управление государственным долгом). Россия с 2000 стала определять величину консолидированного внешнего долга, в составе к-рого учитываются и долги субъектов РФ зарубежным кредиторам. Это позволяет отслеживать все движение финанс. капитала: его приток в страну и отток, ибо нерегулируемые потоки финанс. средств (как свидетельствует мировая практика) не раз становились причиной финанс. кризисов. Чтобы не усугублять тяжесть внешнего долга страны, законодатели России в апреле 2000 приняли поправку к ст. 103 Бюджетного кодекса РФ о запрете субъектам Федерации производить внешние заимствования. Д.г. РФ полностью и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федер. собственности имуществом, составляющим гос. казну. Аналогичный порядок действует по отношению к Д.г. субъектов РФ. Органы гос. власти РФ и субъектов РФ обязаны использовать свои полномочия по формированию доходов соотв. бюджетов, чтобы РФ и ее субъекты имели возможность своевременно и полностью погашать и обслуживать свои долги. Управление Д.г. на уровне Федерации осуществляется Правительством РФ, на уровне субъекта РФ – органом исполнит. власти субъекта РФ. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муницип. образований, а субъекты РФ – по долговым обязательствам России и муницип. образований. Управляя Д.г., Правительство РФ и органы исполнит. власти субъектов РФ вправе провести реструктуризацию задолженности, к-рая может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы осн. долга. Федеральное Собрание РФ, утверждая закон о федер. бюджете на очередной финанс. год, определяет предельные объемы внутреннего и внешнего Д.г. с разбивкой его по формам обеспечения обязательств. Аналогично поступает и законодат. орган субъекта РФ, определяя предельную величину своего внутр. долга при утверждении регионального бюджета на очередной финанс. год; предельный объем Д.г. субъекта РФ не должен превышать объем доходов регион. бюджета без учета финанс. помощи из федерального бюджета. Затраты по размещению долговых обязательств РФ и долговых обязательств субъектов РФ, выплате доходов по ним и их погашению осуществляются за счет средств федер. бюджета. Все расходы на обслуживание долговых обязательств России и субъектов РФ, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в федер. и регион. бюджетах как расходы на обслуживание Д.г. В эти расходы закладывается и резерв на исполнение обязательств по гос. гарантиям при наступлении гарантийного случая. Погашение долга РФ учитывается в федер. бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федер. бюджета и отражается: по внутр. заимствованиям – в Программе государственных внутренних заимствований РФ, по внешним – в Программе государственных внешних заимствований РФ. Погашение Д.г. субъекта РФ учитывается в расходной части регион. бюджета как расходы на погашение Д.г. Если при исполнении регион. бюджета обнаружится, что субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств (причем расходы на обслуживание долга превышают 15% объема расходов регион. бюджета, а величина заемных средств превышает установл. для нее уровень – 15% объема расходов регион. бюджета), то уполномоченный орган гос. власти РФ может принять след. меры: назначить ревизию бюджета субъекта РФ; передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина России; использовать иные меры, предусмотр. бюдж. законодательством РФ. Гос. внутр. долг РФ обслуживается Банком России и его учр-ниями (если иное не предусмотрено Правительством РФ); обслуживание производится с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним (или в иной форме). Эти операции Банк России осуществляет на основе спец. соглашений, заключаемых с федер. органом исполнит. власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять свои функции эмитента гос. ценных бумаг. Свои функции в качестве генерального агента (агента) по обслуживанию гос. внутр. долга Банк России выполняет безвозмездно. Услуги агентов по размещению и обслуживанию Д.г. оплачиваются в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за счет средств федер. бюджета, выдел. на такое обслуживание. Д.г. субъекта РФ обслуживается в соответствии с федер. законами и законами субъектов РФ. Минфин России ведет гос. книги внутр. и внешнего долга РФ, объедин. в Государственную долговую книгу РФ. В нее в соответствии с установл. порядком вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муницип. образований по эмитиров. ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, о полном или частичном исполнении принятых долговых обязательств и др. информация, состав к-рой устанавливает лицо, осуществляющее ведение Государственной долговой книги РФ
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.